+7(495)777-88-64 (Москва), +7(812)612-39-39 (Санкт-Петербург)
  • United Consulting Company

  • Повышение квалификации НОСТРОЙ/НОПРИЗ

  • Каталог фирм

Опрос

 

В каком банке Вы бы открыли счет?

  Опубликовано: 09-06-2022

Электронная подпись

Электронная подпись — удобный цифровой инструмент. Работа с ней подразумевает определенные особенности.

Основные особенности

Цифровая или электронная подпись (ЭП) имеет форму цифрового файла, содержащего сведения о лице, подписавшем документ, его полномочиях, точной дате подписания.

Цифровая подпись

Электронная подпись является современным аналогом рукописной подписи, созданного с применением специальной программы. Алгоритм работы ЭП заключается в следующем:

1. Программа сканирует документ в момент постановки подписи.

2. Создается хеш-сумма — уникальная комбинация данных документа.

3. Хеш-сумма шифруется посредством закрытого ключа, формирующего файл подписи.

Ключ закрытого типа передается владельцу ЭП. Местом хранения сертификата такого ключа могут являться разнообразные носители:

ПК ПК;
USB-токен USB-токен;
Внешний диск Внешний диск;
Облако Облако;
Sim-карта Sim-карта;
Смарт-карта Смарт-карта.

Просмотр подписи осуществляется с помощью ключа открытого типа следующим образом:

1. Программное средство криптографической защиты информации проверяет хеш-сумму.

2. Сверяет ее с тем, что содержится в цифровом документе.

Полное совпадение подтверждает целостность ЭП и неизменность документа. Обнаруженные несовпадения свидетельствуют о том, что изменения в документ внесены после постановки цифровой подписи. В этом случае она признается недействительной.

Цель создания ЭП — предоставление возможности удаленно совершать действия, связанные с получением услуг в интернете, сдачей отчетов, работой с цифровыми документами.

Разновидности

Конкретный функционал цифровой подписи определяется ее видом. Всего их существует три:

Простая;
Неквалифицированная;
Квалифицированная.

Последний вариант характеризуется как самый надежный, практически не поддающийся взлому, подделке.

Получение квалифицированной ЭП

Прежде, чем начать работать с квалифицированной подписью, необходимо установить на компьютер одну из программ, обеспечивающую криптографическую защиту информации.

Консультации по выбору конкретной программы и ее правильным настройкам проводят в удостоверяющих центрах или в МФЦ. Там же оформляется специальный сертификат.

МФЦ

Обычные граждане для его получения могут обратиться в МФЦ с соответствующим заявлением и следующими документами:

• паспортом;

• ИНН;

• СНИЛС.

Дополнительно придется оплатить стоимость подписи электронного типа и носителя для ее хранения.

Юридическим лицам, желающим получить квалифицированную ЭП, нужно вместе с заявлением предоставить несколько другую документацию:

копию устава для юрлиц;
выписку из ЕГРЮЛ (ЕГРИП);
СНИЛС и паспорт (для индивидуальных предпринимателей).

Для фирм стоимость сертификата квалифицированной подписи будет выше, чем для обычных граждан.

Вне зависимости от того, физическое или юридическое лицо выступает владельцем ЭП, ее требуется продлять 1 раз в год путем выпуска нового сертификата. Для этого нужно вновь подать заявление в удостоверяющий центр или в налоговую службу.

Использование подписи

Использование подписи

Заверять электронные документы приобретенной квалифицированной цифровой подписью можно после того, как конкретное СКЗИ будет добавлено в меню ОС. Для этого потребуется совершить простые манипуляции (на примере программы «Криптопро-APM»):

1. Сделать клик правой кнопкой мыши по нужному документу.

2. Выбрать в открывшемся контекстном меню нужную программу.

3. Активировать команду «Подписать».

Это приведет к запуску мастера создания ЭП с описанием дальнейших шагов. Если все будет выполнено верно, рядом с документом появится файл документ doc.sig. Это и есть ЭП.

Цифровая подпись квалифицированного типа подходит не только для заверки документов, хранящихся на компьютере. Ею можно подписать документ в электронной почте, облачном хранилище. Необходимым условием для этого будет установка специального расширения для браузера. Благодаря этому в интерфейсе файлового хранилища появиться команда «Подписать».

Проверка подлинности

Применение электронной подписи подразумевает проверку ее подлинности и неизменности удостоверенного документа. Для этого созданы различные сервисы:

1. Госуслуги. В разделе сайта «Подтверждение подлинности электронной подписи» нужно выбрать «ЭП отсоединенная, в формате PKCS#7», загрузить проверяемый документ и файл с подписью, указать проверочный код и выполнить проверку.

Проверка подлинности

2. «Криптопро». Потребуется открыть одноименный сайт, указать путь к нужному документу и подписи и дождаться результата проверки.

Еще один вариант — ресурс «Контур-крипто». Но его использование на компьютерах с MacOS или Linux требует специальных настроек. Для Windows они не нужны.

Действия в случае потери

Если произойдет утрата ключа от ЭП, рекомендуется заявить об этом в МФЦ, удостоверяющий центр или в ФНС, выдавший сертификат. Он будет отозван и не сможет использоваться злоумышленниками.

Утраченная квалифицированная подпись не подлежит восстановлению. Чтобы получить возможность пользоваться ЭП, потребуется заново пройти процедуру ее получения.

вернуться к списку

Новости