Опрос
|
||||||||||||||||||||||||
Электронная подписьЭлектронная подпись — удобный цифровой инструмент. Работа с ней подразумевает определенные особенности. Основные особенностиЦифровая или электронная подпись (ЭП) имеет форму цифрового файла, содержащего сведения о лице, подписавшем документ, его полномочиях, точной дате подписания.
Электронная подпись является современным аналогом рукописной подписи, созданного с применением специальной программы. Алгоритм работы ЭП заключается в следующем: 1. Программа сканирует документ в момент постановки подписи. 2. Создается хеш-сумма — уникальная комбинация данных документа. 3. Хеш-сумма шифруется посредством закрытого ключа, формирующего файл подписи. Ключ закрытого типа передается владельцу ЭП. Местом хранения сертификата такого ключа могут являться разнообразные носители:
Просмотр подписи осуществляется с помощью ключа открытого типа следующим образом: 1. Программное средство криптографической защиты информации проверяет хеш-сумму. 2. Сверяет ее с тем, что содержится в цифровом документе. Полное совпадение подтверждает целостность ЭП и неизменность документа. Обнаруженные несовпадения свидетельствуют о том, что изменения в документ внесены после постановки цифровой подписи. В этом случае она признается недействительной. Цель создания ЭП — предоставление возможности удаленно совершать действия, связанные с получением услуг в интернете, сдачей отчетов, работой с цифровыми документами. РазновидностиКонкретный функционал цифровой подписи определяется ее видом. Всего их существует три:
Последний вариант характеризуется как самый надежный, практически не поддающийся взлому, подделке. Получение квалифицированной ЭППрежде, чем начать работать с квалифицированной подписью, необходимо установить на компьютер одну из программ, обеспечивающую криптографическую защиту информации. Консультации по выбору конкретной программы и ее правильным настройкам проводят в удостоверяющих центрах или в МФЦ. Там же оформляется специальный сертификат.
Обычные граждане для его получения могут обратиться в МФЦ с соответствующим заявлением и следующими документами: • паспортом; • ИНН; • СНИЛС. Дополнительно придется оплатить стоимость подписи электронного типа и носителя для ее хранения. Юридическим лицам, желающим получить квалифицированную ЭП, нужно вместе с заявлением предоставить несколько другую документацию:
Для фирм стоимость сертификата квалифицированной подписи будет выше, чем для обычных граждан. Вне зависимости от того, физическое или юридическое лицо выступает владельцем ЭП, ее требуется продлять 1 раз в год путем выпуска нового сертификата. Для этого нужно вновь подать заявление в удостоверяющий центр или в налоговую службу. Использование подписи
Заверять электронные документы приобретенной квалифицированной цифровой подписью можно после того, как конкретное СКЗИ будет добавлено в меню ОС. Для этого потребуется совершить простые манипуляции (на примере программы «Криптопро-APM»): 1. Сделать клик правой кнопкой мыши по нужному документу. 2. Выбрать в открывшемся контекстном меню нужную программу. 3. Активировать команду «Подписать». Это приведет к запуску мастера создания ЭП с описанием дальнейших шагов. Если все будет выполнено верно, рядом с документом появится файл документ doc.sig. Это и есть ЭП. Цифровая подпись квалифицированного типа подходит не только для заверки документов, хранящихся на компьютере. Ею можно подписать документ в электронной почте, облачном хранилище. Необходимым условием для этого будет установка специального расширения для браузера. Благодаря этому в интерфейсе файлового хранилища появиться команда «Подписать». Проверка подлинностиПрименение электронной подписи подразумевает проверку ее подлинности и неизменности удостоверенного документа. Для этого созданы различные сервисы: 1. Госуслуги. В разделе сайта «Подтверждение подлинности электронной подписи» нужно выбрать «ЭП отсоединенная, в формате PKCS#7», загрузить проверяемый документ и файл с подписью, указать проверочный код и выполнить проверку.
2. «Криптопро». Потребуется открыть одноименный сайт, указать путь к нужному документу и подписи и дождаться результата проверки. Еще один вариант — ресурс «Контур-крипто». Но его использование на компьютерах с MacOS или Linux требует специальных настроек. Для Windows они не нужны. Действия в случае потериЕсли произойдет утрата ключа от ЭП, рекомендуется заявить об этом в МФЦ, удостоверяющий центр или в ФНС, выдавший сертификат. Он будет отозван и не сможет использоваться злоумышленниками. Утраченная квалифицированная подпись не подлежит восстановлению. Чтобы получить возможность пользоваться ЭП, потребуется заново пройти процедуру ее получения. |
||||||||||||||||||||||||
вернуться к списку |