В связи с тем, что типы операций, которые могут использоваться отмывателями денег, практически не ограничены, трудно определить подозрительную транзакцию. Подозрительный характер проводимой банковской операции происходит из-за необычного способа ее осуществления по отношению к обычной деятельности клиента. Подозрения возникают из-за выявленных признаков и подозрений, что они планируют совершить сделку в связи с отмыванием денег. Подозрение является личным и субъективным, порождая недоверие к лицу или лицам, проводящим сделку, сомнение в правильности, законности фактов или честности намерений соответствующего лица.
В случае существования деловых отношений типа банк-клиент подозрительной транзакцией будет та, которая не соответствует данным клиента, его личной деятельности, условиям легального бизнеса или его обычным транзакциям.
Первый и наиболее эффективный метод распознавания подозрительной транзакции - это знать много о клиенте и его бизнесе, чтобы можно было распознать транзакцию или серию подозрительных транзакций.
Как правило, сотрудники отчитывающихся субъектов лучше распознают действия по отмыванию денег, если клиент ведет себя необычно:
|
на начальном этапе устойчивых деловых отношений (например, при открытии счета) |
|
если транзакция не имеет прозрачности |
Финансовый институт должен ответить на вопросы, на которые следует ответить, если транзакция с текущим клиентом является подозрительной:
|
Может ли клиент предоставить личную информацию при открытии счета или покупке денежных инструментов или при запросе или покупке услуг? |
|
Является ли транзакция нормальной в контексте деловой или личной деятельности клиента? |
|
Если сделка носит международный характер, есть ли у клиента очевидная причина для ведения бизнеса с участием финансово-банковских учреждений в другой стране? |
Как правило, эта информация может быть недоступна для случайных клиентов и не характерна для долгосрочной деятельности клиентов. Во всех этих случаях отчитывающиеся субъекты должны придерживаться более осторожного подхода, а оценка транзакции должна быть сосредоточена на объективных характеристиках транзакции, с одной стороны, и на поведении клиента, с другой.
Подотчетные лица будут оценивать транзакции не только на основе их объективных элементов, но также на основе профиля и поведения клиента. Примерами ненормального поведения клиента могут быть:
- Клиенты, которые отказываются или не желают предоставлять информацию, необходимую для совершения транзакций, или которые могут предоставить не информацию.
- Клиент, который не хочет раскрывать подробности о своей деятельности или предоставлять финансовую отчетность, или информацию, которая явно отличается от информации в аналогичных компаниях.
- Клиент, который представляет необычные или подозрительные документы, удостоверяющие личность, которые банк не может немедленно проверить.
- Клиенты, запрашивающие отмену или реструктуризацию транзакции, в случаях, когда, как первоначально установлено, операция включает в себя отчетность, идентификацию, запись или дальнейшие расследования отчитывающейся организацией.
- Клиенты, которые избегают прямого контакта с сотрудниками или сотрудниками подотчетной организации, выдавая частые мандаты или полномочия, без обоснования.
- Клиенты, которые без правдоподобного обоснования используют посредника или сотрудника посредника, расположенного в районе, удаленном от места жительства или деятельности клиента.
- Клиенты, которые совершают сделки в больших количествах наличными или с ценными бумагами в перевозчике, когда известно, что они были недавно расследованы в связи с уголовным делом.
- Клиенты с финансовыми затруднениями, которые совершают сделки с крупными суммами без правдоподобного объяснения источника средств:
- Клиенты, которые неожиданно покрывают все или часть своих долгов;
- Клиенты, которые просят аннулировать страховой полис, который предполагает оплату крупных премий;
- Клиенты, которые покупают услуги, предоставляемые отчитывающимися организациями или ценными продуктами
- Клиенты, которые запрашивают транзакции необычными способами, особенно если они чрезвычайно сложны, связаны с большими суммами или имеют нелогичную конфигурацию.
- Информация о прошлом клиента не соответствует его бизнесу.
- Клиент пытается убедить работника не выполнять свои служебные обязанности (например, не подавать заявки на какие-либо необходимые регистрационные или отчетные формы).
- Клиент всегда появляется в сопровождении неизвестного третьего лица (создается впечатление, что клиент находится под наблюдением или охраной).
Активное участие работников подотчетных лиц состоит из:
- Необычные изменения в поведении сотрудников, такие как расточительный образ жизни, отказ от отпуска, наличие материальных элементов, превышающих возможности получения их из обычных доходов.
- Преднамеренное нарушение работником внутренних процедур или правил, касающихся предотвращения отмывания денег.
- Отказ чиновника от явных подозрительных сделок.
- Информирование клиента о его подозрениях относительно возможной деятельности по отмыванию денег.
- Запросы клиента на работу исключительно с определенным чиновником. |